9. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕБЮТОВ

Опубликовано в рубрике 2123 Август 2022 от admin in

Дебютом называют начальную стадию партии. Правильная постановка дебюта часто обеспечивает хороший эндшпиль. Дебют подготовляет, дальнейшую игру, и ее результат часто зависит от первых нескольких ходов. Поскольку в дебютной стадии участвуют все тридцать две фигуры, начало, естественно, является самой трудной частью партии (здесь Капабланка явно субъективен, ибо дебют лишь для него, величайшего мастера эндшпиля, был труднейшей стадией партии. — примечание М. Ботвинника.), и тысячи книг были посвящены теории этойстадии игры. Однако начинающему незачем слишком углубляться в детали вариантов. Достаточно, если он ознакомится с общими идеями дебютов. Этой линии автор и будет придерживаться в настоящей книге. Специальные книги по вопросу о дебютах предназначены лишь для тех, кто прошел уже серьезную подготовку.

С самой общей точки зрения дебют посвящен мобилизации фигур обеими борющимися сторонами. Центральные пешки необходимо выдвинуть, чтобы создать простор для движения слонов и ферзей. После того как эти фигуры, а также кони выведены и вступили в игру и поля между ладьями и королем освободились, может быть сделана рокировка. Если после этого ладьи поставить на открытые линии, силы обеих сторон можно считать мобилизованными.

Все это должно быть сделано на промежутке приблизительно от восьми до двенадцати ходов, и вся задача сводится к тому, чтобы одновременно препятствовать противнику достигнуть той же цели. Если одному из противников удалось полностью развить свои силы раньше другого, он может быть вполне удовлетворен своей игрой. Это основное соображение должно преобладать для начинающего над всеми иными. (Современному шахматисту эти рекомендации могут показаться сомнительными, да и Капабланка это, вероятно, понимал. Он и подчеркивает, что начинающий в первую очередь должен думать о развитии фигур. — примечание М. Ботвинника.)

С теоретической точки зрения игру можно разделить на три части: дебют, или начало, середину игры и эндшпиль, или конец. В дебюте начинающий должен стремиться к быстрому развитию, ставя свои фигуры в атакующее положение, но не забывая подумать и об их безопасности. Дебют должен быть закончен в пределах десяти или двенадцати ходов, причем за это время не должна быть потеряна ни одна пешка. (Это замечание также имеет в виду начинающего шахматиста, хотя, быть может, сам Капабланка так и играл! — примечание М. Ботвинника.).

Если противник предлагает какую-либо жертву, хотя бы пешки, которую, по вашему убеждению, вы можете взять, не подвергая себя опасности, то такую жертву рекомендуется принять, даже если из-за этого полное развитие на один или на два хода замедлится. Если в результате принятия жертвы полное развитие должно замедлиться более чем на два хода, принятие жертвы становится уже сомнительным. Белые еще могут рискнуть принять такую жертву, но черные, за исключением самых редких случаев, не должны ее принимать.

По этому вопросу не может быть никакого определенного правила. Играющий должен сам взвешивать все «за» и «против», а также считаться с тем, какой стиль игры свойствен его противнику. Рокировать следует преимущественно в короткую сторону, так как после этого король обычно стоит безопаснее; однако достигать рокировки, жертвуя материалом пли ухудшая в целом свою позицию, не следует.

Ниже приведены примеры, поясняющие эти соображения.

1.   е2—е4   е7 — е5

Этим ходом как белые, так и черные открыли дорогу своему ферзю и одному из слонов. На доске возможен еще лишь один ход, дающий такой же результат, а именно: 1. d2—d4. Поэтому оба эти хода следует считать наиболее сильными. (С этим современному шахматисту нелегко согласиться, но начинающий может это принять. — примечание М. Ботвинника.)

2.   Kgl — f3   Kb8—с6

Белые выводят одного из коней и в то же время атакуют пешку черных, черные же защищают пешку и тоже выводят одну из своих фигур. Следует запомнить, что если мы говорим о «фигурах», мы подразумеваем только коней, слонов, ладьи и ферзей, но не пешки и королей, которых всегда обозначают их наименованием.

3.   Сf1—b5  

Такой дебют называют испанской партией. Это старейшее, самое здоровое и сильное из всех начал. Черные могут продолжать теперь различным образом. Рассмотрим наудачу какой-либо из них.

3.     Kg8-f6
4.   0-0  

Черным теперь следует продолжать свое развитие, играя 4. …Cf8-e7 или 4. …d7-d6. Но нельзя советовать им взять предложенную пешку, так как это приобретение только временное. Если бы черные побили пешку, белые ответили бы 5. d2—d4 и, таким образом, получили бы большое преимущество в развитии, которое в конце концов вернуло бы им обратно их пешку с хорошим положением. (Современная теория справедливо полагает, что 4. …К : е4 вполне возможно. — примечание М. Ботвинника.)

Возьмем другой пример:

1.   е2-е4   е7-е5
2.   Kgl—f3   Cf8-c5

Черные жертвуют пешку в надежде выиграть время для развития, если белые побьют ее. В соответствии с приведенными выше теоретическими соображениями белым следует принять жертву, так как это замедлит их развитие лишь на один или два хода. Во всех подобных случаях играющий прежде всего должен уяснить себе, в чем может заключаться непосредственная опасность, и если он никакой опасности не видит, он должен побить пешку и не бояться последствий. Часто лишь опыт может научить, в каких случаях нужно принимать жертву, а в каких отклонять ее.

Остановимся теперь на дебюте ферзевых пешек.

1.   d2—d4   d7—d5

С продвижением этой пешки открывается дорога как для ферзя, так и для слона. Отличие от дебюта, рассмотренного выше, заключается в том, что эта пешка защищена, чего не было при ходе королевской пешкой. Это уже соображение в пользу признания рассматриваемого дебюта сильнейшим. Однако связанные с этим вопросом споры выходят за рамки книги. Для наших целей мы можем считать ход 1. d2—d4 равноценным ходу 1. е2—-е4.

2.   Kgl-f3   Kg8-f6

Согласно общему правилу, обе стороны выводят своих королевских коней.

3.   с2—с4  

Этим ходом определяется ферзевый гамбит. Практикой доказана целесообразность этого хода. Вообще во всех разновидностях ферзевого дебюта оказалось более выгодным до развития ферзевого коня на с3 играть с2—с4. Если же белые намерены развивать своего коня на d2 , то надобность в предварительном ходе с2—с4 отпадает.

Может показаться, что белые жертвуют пешку без всякой выгоды, но опыт показал, что черные не могут удержать ее, не подвергаясь серьезным опасностям. Здесь мы имеем пример подтверждения высказанного выше принципа, согласно которому, во-первых, белые могут позволить себе пожертвовать пешку, если этим они выгадывают один или два хода в развитии, а во-вторых, черные могут принять жертву, если они из-за этого сами не слишком отстают в развитии.

3.     d5 : с4
4.   Кb1-сЗ   Сс8—f5

Черные в соответствии с указанными выше принципами стремятся как можно скорее вы вести свои фигуры. Следует отметить, что белые могли не медленно же отыграть свою пешку, пойдя 4. Фdl—а4+ и за тем побив ферзем пешку, но они не спешат с этим, так как это задержало бы их развитие. Кроме того, вообще не следует слишком рано вводить ферзя в игру, пока еще не развиты легкие фигуры.

5.   е2-еЗ   е7-е6
6.   Cfl : с4   Cf8-e7
7.   0-0   0-0

Игра уже значительно развилась. Дебют здесь разыгран не по тем хорошо известным классическим образцам, которые можно найти во многих учебниках, а лишь по общим принципам, которые были изложены на предшествующих страницах. Позднее, во второй части книги, мы увидим, насколько мы отклонились от узких путей теории. Следует сказать, что лишь в борьбе против опытных шахматистов такая система развития, возможно, оказалась бы недостаточно удовлетворительной, и притом для черных и лишь в связи с определенными особенностями приводимого дебюта.

Читателю данного учебника необходимо понять общий ход постепенного развития игры, когда сначала выводят коня, затем слона, затем еще одного коня или слона и, наконец, рокируют, все еще оставляя ферзя на месте. Ферзь, как наиболее ценная фигура, не должен вводиться в бой без надлежащей поддержки. Он нуждaeтcя в более слабых фигурах для своей защиты и для гармонического с ними действия.

Теперь рассмотрим еще некоторые вопросы, связанные с дебютами. Поля е4, d4, e5 и d5 называются центральными. Они играют огромную роль в общей теории шахматной игры, и особенно в дебютах. Овладение центром существенно для полного и здорового развития. Владение центральными полями существенно также и в серединной стадии игры, как основа всякой успешной атаки против короля. Наконец, подрыв неприятельского центра является одним из стратегических преимуществ, за которые борются как в дебюте, так и в середине игры. Между прочим, это показывает, какая тесная связь существует между начальной и серединной стадиями. Некоторые из принципов, которыми руководствуются в дебютах, приложимы и к середине игры, и равным образом некоторые принципы, относящиеся к серединной стадии, применяются также в эндшпиле.

Возвращаясь к дебютам, отметим, что большинство гамбитов (то есть начал, в которых жертвуют пешку) имеют одной из своих главных целей разрушение неприятельского центра. Возьмем для примера ферзевый гамбит. Игра развивается следующим образом: 1. d2— d4 d7-d5 2. с2-с4. Независимо от всех прочих соображений белые этим ходом пытаются побудить черных взять пешку, чтобы самим получить преобладание сил в центре. Устраняя черную пешку d5, белые овладевают центром.

То же мы видим и в королевском гамбите. Здесь игра начинается ходами 1. е2—е4 е7—е5 2. f2—f4. Здесь также жертвуется пешка, чтобы отвлечь пешку черных с поля е5 и таким образом самим овладеть центром. Усвоив эти принципы, рассмотрим теперь другое начало.

1.   е2—е4   е7—е5
2.   Kgl-f3   Kb8-c6
3.   Cfl-c4   Cf8-c5

Это так называемая итальянская партия, или «giuoco piano», что по-итальянски значит «медленная игра». Название этого дебюта, по-видимому, объясняется постепенность развития с обеих сторон.

4.   0-0   Kg8-f6
5.   d2-d3   d7—d6
6.   Ccl-е3   Сс5-b6

Черные могли бы побить слона, но белые при этом только усилили бы свой центр, так как у них появилась бы пешка на е3. Сдваивать пешку обычно невыгодно, но в дебюте, когда сдвоение пешки направлено к центру, это часто уравновешивает невыгоду сдвоенной пешки. В данном случае в пользу сдвоения говорит еще и то, что черные, допустив это сдвоение, тем самым открыли бы линию «f» для белой ладьи и таким образом ввели бы в действие весьма сильную фигуру, которая до этого стояла без дела. Отсюда видно, что ход черных заслуживает предпочтения перед взятием белого слона.

7.   Kbl—d2   0—0
8.   с2—с3   Сс8—е6

Черные повторяют маневры белых. Однако положение нетождественно, так как игра белых уже вполне развита и они своим последним ходом подготовились к наступлению на центр черных.

9.   Сс4 : е6   f7 : е6
10.   Се3 : b6   а7 : Ь6
11.   Фd1-b3   Фd8-d7
12.   d3-d4   e5 : d4
13.   с3 : d4  

Дебют закончен. Белые овладели центром, но у черных прочная позиция. Белые располагают несколько большей свободой для своих фигур, зато у черных две открытые линии для действия ладей, тогда как у белых — лишь одна, а именно линия «с». Учитывая все эти обстоятельства, можно сказать, что у белых небольшое позиционное преимущество, но, вероятно, недостаточное для выигрыша. (Современный мастер предпочел бы скорее позицию черных! — примечание М. Ботвинника.)

При правильной игре белые всегда должны получать маленькое позиционное преимущество, так как они делают в партии первый ход и потому владеют инициативой; иметь же инициативу — это всегда преимущество. На этом примере мы пока закончим рассмотрение дебютов.




admin

Комментарии к записи 9. ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕБЮТОВ отключены




Свежие записи



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.


Архивы



Рубрики