8.1. ПРОСТЫЕ МАТЫ

Опубликовано в рубрике 2104 Август 2022 от admin in

Прежде всего, изучающий должен ознакомиться со сравнительной силой фигур. Это легче всего сделать, научившись быстро давать некоторые простейшие маты.

Рассмотрим конец, в котором участвуют с одной стороны король и ладья, с другой — король.

Основной принцип состоит здесь в том, чтобы отогнать неприятельского короля на последнюю линию, то есть к одному из краев доски.

В этом положении сила ладьи проявляется на первом же ходу Ла1—а7, сразу ограничивающем свободу передвижений черного короля последним горизонтальным рядом, после чего мат достигается легко.

1.   Ла1-а7   Kph8-g8
2.   Kphl-g2  

Чтобы создать положение, в котором может быть вынужден мат, необходимы соединенные действия короля и ладьи. Начинающий должен пользоваться при этом следующим общим правилом: держать своего короля возможно ближе к неприятельскому, в одном вертикальном или горизонтальном ряду с ним. Когда, как в данном случае, король сильнейшей стороны уже достигнет 6-го ряда, лучше ставить его не в одном ряду с неприятельским, а в смежном по направлению к центру доски.

2.     Kpg8-f8
3.   Kpg2-f3   Kpf8-e8
4.   Kpf3-e4   Kpe8-d8
5.   Kpe4-d5   Kpd8-c8
6.   Kpd5-d6  

He Kpd5—с6 так как черный король пошел бы обратно на d8 и это затянуло бы игру. Если же теперь король черных пойдет на d8, белые сразу дадут мат ходом Ла7—а8.

6.     Крс8-Ь8
7.   Ла7-с7   Крb8-а8
8.   Kpd6-c6   Кра8-b8
9.   Крс6—b6   Крb8—а8
10.   Лс7—с8х.    

Чтобы дать мат, потребовалось, считая от начального положения, ровно десять ходов. На 5-м ходу черные могли бы сыграть Kpd8—е8, и, руководствуясь общим правилом, белые продолжали бы 6. Kpd5—d6 Кре8—f8 (черный король рано или поздно вынужден будет стать против белого короля и получить мат ходом Ла7—а8) 7. Kpd6-e6 Kpf8-g8. Кре6-f6 Kpg8-h8 9. Kpf6-g6 Kph8-g8 10. Ла7—a8x.

Поскольку черный король находится в центре доски, лучше всего приблизить своего короля, действуя следующим образом:

1.   Kpel-e2   Kpe5-d5
2.   Кре2—еЗ  

Ввиду того, что ладья еще не вошла в игру, лучше всего провести своего короля прямо в центр доски, но ставя его не напротив, а сбоку от неприятельского короля. Если бы черные теперь сыграли 2. …Kpd5—е5, ладья отогнала бы его на один ряд ходом 3.Лh1 — h5+. Если же черные пойдут 2. …Kpd5—с4, то все равно 3. Лh1—h.5.’ И если теперь 3. …Крс4—b4, то последует 4. Кре3—d3, если же 3. …Крс4—сЗ, то 4. Лh5—h4, ограничивая неприятельского короля возможно меньшим числом полей.

Итак, основная игра может продолжаться следующим образом.

2.     Kpd5-c4
3.   Лh1-h5   Крс4-сЗ
4.   Лh5-h4   КрсЗ-с2
5.   Лh4-с4+   Крс2-Ь3
6.   Kpe3-d3   Kpb3-b2
7.   Лс4-b4+   Крb2-аЗ
8.   Kpd3—сЗ   КраЗ—а2

Учащемуся следует обратить внимание на то, что белый король приближается к ладье не только для того, чтобы защитить ее, но также и для того, чтобы ограничить подвижность неприятельского короля. Теперь белые дают мат в три хода:

9.   Ли4-а4+   Кра2-Ь1
10.   Ла4—а5  

Ладья может пойти и на другое поле вертикального ряда (кроме полей al и а2), вынуждая черного короля стать напротив белого.

10.     Kpbl-cl
11.   Ла5-а1х.    

В данном случае на достижение мата ушло одиннадцать ходов. Вообще эта задача в любом положении может быть разрешена менее чем в двадцать ходов.

Несмотря на однообразие подобных упражнений, начинающему следует посвятить им некоторое время и хорошо поупражняться, так как это поможет ему быстрее привыкнуть к свойствам фигур.

Попробуем теперь дать мат королем и двумя слонами.

Поскольку черный король стоит в углу, белые могут сыграть:

1.   Cfl-d3   Kph8-g7
2.   Ccl-g5   Kpg7-f7
3.   Cd3-f5  

и черный король уже оказывается отрезанным на небольшом участке доски. Если бы черный король в начальном положении стоял в центре или хотя бы не на краю доски, белые приблизились бы своим королем, а затем с помощью слонов по возможности стеснили бы черного короля.

Игра может продолжаться следующим образом:

3.     Kpf7-g7
4.   Kpel— f2  

В концах этого типа черного короля нужно оттеснить не только на край доски, но и в один из углов, так как мат можно дать ему только в углу. Для этой цели белый король должен достигнуть шестого поля одной из двух крайних вертикалей или же горизонталей, то есть в данном случае одного из полей h6, g6, f7 или f8. A так как h6 и g6 являются ближайшими из этих полей, то на одно из них белый король и должен стать.

4.     Kpg7-f7
5.   Kpf2-g3   Kpf7-g7
6.   Kpg3-h4   Kpg7-f7
7.   Крh4-h5   Kpf7-g7
8.   Cf5-g6   Kpg7-g8
9.   Kph5-h6   Kpg8-f8

Теперь белым нужно выгадать время и пойти одним из слонов так, чтобы заставить черного короля отступить.

10.   Cg6-h5   Kpf8-g8
11.   Cg5-e7   Kpg8-h8

Теперь слон белых должен занять такую позицию, откуда он мог бы на следующем ходу, когда король черных вернется на g8, дать шах по диагонали.

12.   Ch5-g4   Kph8-g8
13.   Cg4—e6+   Kpg8—h8
14.   Ge7—f6x    

Чтобы дать мат, белые затратили четырнадцать ходов; вообще из любого положения для этого нужно менее тридцати ходов.

Во всех концах этого рода необходимо остерегаться, чтобы не сделать противнику пата.

В концах рассмотренного типа следует помнить о том, что короля необходимо отогнать не только на край доски, но и в угол. Однако при этом совершенно безразлично, будет ли король оттеснен на последний горизонтальный — ряд или на один из крайних вертикальных рядов.

Теперь мы рассмотрим конец с королем и ферзем против короля. Поскольку ферзь сочетает в себе ходы ладьи и слона, дать мат с его помощью легче всего, и эта задача всегда может быть решена менее чем в десять ходов. Разберем следующее положение:

Первый ход лучше всего сделать ферзем, стараясь возможно больше ограничить подвижность черного короля. Итак:

1.   Фh1-с6   Kpe5-d4
2.   Kpel-d2  

В распоряжении короля черных всего одно поле.

2.     Kpd4-e5
3.   Kpd2—е3   Кре5—f5
4.   Ac6-d6   Kpf5-g5

Если бы черные сыграли 4. …Kpf5—g4, белые продолжали бы 5. Фd6—g6+.

5.   Фd6—е6   Kpg5— h4

Если бы черные сыграли 5. . .Kph5, то 6. Kpe3-f4, и мат следующим ходом.

6.   Фe6-g6   Kph4-h3
7.   Kpe3-f3   Kрh3-h4(h2)
8.   Ag6-g4(g2)x.    

В этих концах, так же как и в концах с ладьей, черный король должен быть оттеснен на край доски. Но только ввиду несравненно большей силы ферзя по сравнению с ладьей это может быть сделано гораздо легче и скорее.

Мы рассмотрели три типа элементарных концов, и во всех них принцип игры для сильнейшей стороны был один и тот же. Во всех трех случаях необходимо было участие в игре короля белых. Чтобы дать мат без помощи короля, необходимы, по крайней мере, две ладьи.

При двух ладьях мат достигается весьма просто. По обыкновению король должен быть оттеснен на край доски.

1.   Лh1—h4   Kpe5-f5
2.   Ла1-а5+   Kpf5—g6

Теперь белые не могут сыграть 3. Лh4—b6+, так как король черных взял бы ладью. Поэтому необходимо увести ее по тому же горизонтальному ряду, в котором она стоит, возможно дальше от неприятельского короля, не ставя ее, однако, в один вертикальный ряд с другой ладьей.

3.   Лh4-b4   Kpg6-f6
4.   Лh4-b6+   Kpf6-e7
5.   Ла5—а7+   Кре7—d8
6.   Лb6—и8х.    

Метод, которому следуют в концах этого рода, весьма прост.




admin

Комментарии к записи 8.1. ПРОСТЫЕ МАТЫ отключены




Свежие записи



Свежие комментарии

Нет комментариев для просмотра.


Архивы



Рубрики