Лучший способ защиты для белых заключается здесь в том, чтобы держать свою пешку на месте, то есть на h2. Как только белая пешка продвинется, выигрыш для черных станет легче. Что же касается плана черных, то он (если предположить, что белые не двигают пешки) распадается на три части. Первая часть заключается в том, чтобы провести своего короля на h3, оставляя при этом расположение своих пешек неприкосновенным (последнее важно потому, что для решительных действий черным понадобится выбор между продвижением своей пешки «g» на одно или на два поля, в зависимости от положения белого короля).
1. | Kpg2-g3 | Кре4-еЗ | ||
2. | KPg3-g2 | … |
Если 2. Kpg3—g4, то 2. …Кр.еЗ—f2 3. h2—h4 g7—g6 c быстрым выигрышем.
2. | … | КреЗ—f4 | ||
3. | Kpg2-f2 | Kpf4-g4 | ||
4. | Kpf2-g2 | Kpg4-h4 | ||
5. | Kpg2-gl | Kph4-h3 |
Первая часть плана черных выполнена.
Вторая часть коротка и состоит в приближении пешки «h» к королю.
6. | Kpgl-hl | h6-h5 | ||
7. | Kphl-gl | h5-h4 |
Этим заканчивается вторая часть.
Третья часть плана заключается в том, что черные надвигают свою пешку «g», но с таким расчетом, чтобы сыграть g4—g3 в тот момент, когда белый король стоит на h1. Теперь видно, насколько важно было сохранить для пешки «g» возможность пойти на одно или на два поля, в зависимости от положения белого короля. В данном случае, поскольку ход белых, пешка должна быть продвинута на два поля. Если же был бы ход черных, то пешкой нужно было бы пойти на одно поле.
8. | Kpgl-hl | g7-g5 | ||
9. | Кph1—g1 | g5—g4 | ||
10. | Kpgl—hi | g4—g3 | ||
11. | h2 : g3 | … |
Если 11. Kphl—gl, тo 11. …g3-g2.
11. | … | h4:g3 | ||
12. | Kphl-gl | g3-g2 | ||
13. | Kpgl-f2 | Kph3-h2 |
и выигрывают.
Таким аналитическим путем и следует изучать игру. Вдумываясь в каждую позицию, изучающий приучается к логическому развитию мысли. Этот пример представляет собой прекрасное упражнение, так как разделяется на три логические части и идею каждой из них нетрудно усвоить.