В концах игр элемент времени имеет огромное значение. Большую роль по сравнению с серединной стадией играет и материал, так как при меньшем числе фигур удельный вес каждой отдельной пешки сильно возрастает. Король, который в дебюте и середине игры часто является лишь обузой, так как нуждается в защите, в эндшпиле становится весьма важной наступательной фигурой. Начинающий должен понять это и по возможности играть своим королем.
В таких концах, когда на доске остаются только короли и пешки, короля обычно следует двигать к центру доски. Начинающие обычно боятся пользоваться королем, и это невыгодно отражается на их игре, если противник в этом отношении опытнее. Следует сказать, что многие концы решаются именно в зависимости от положения королей и от возможности для них продвинуться в центр доски. Поэтому начинающему следует при каждом удобном случае упражняться в подобной игре. Он быстро убедится, что такая стратегия оживляет игру и способствует практическому успеху.
Поясним этот вопрос примерами.
В этой позиции выигрывают белые, так как черный король находится на одно поле дальше, чем следует, от пешек ферзевого фланга. Если бы он стоял не на h8, а на g8 или же если бы первый ход был черных и они могли бы пойти на g8 прежде, чем белые начнут надвигать свои пешки, этот конец был бы в общем в пользу черных, хотя при искусной игре со стороны белых партия, вероятно, окончилась бы вничью.
Все это ясно показывает важное значение в эндшпиле элемента времени. Действительно, здесь часто исход определяется лишь очередью хода, а не позицией или соотношением материальных сил, так как силы обеих сторон равны, а положение скорее в пользу черных (ввиду того, что их силы хорошо уравновешены на обоих флангах доски, чего о силах белых сказать нельзя).
Для того чтобы положение можно было признать равным, все пешки белых должны были бы находиться на ферзевом фланге; лишь тогда преобладание их сил на этом фланге было бы достаточным, чтобы компенсировать преимущество равновесия сил, которыми располагают черные. Мы касаемся этого вопроса ввиду его важности с точки зрения стратегии и тактики шахматной игры. Мы еще встретимся с ним во второй части книги.
Возвращаясь к позиции на диаграмме 46, мы находим следующий путь к выигрышу:
1. | с2—с4 | Kph8—g8 | ||
2. | с4—с5 | Ь6 : с5 | ||
3. | b4-b5 | … |
В этом вся соль! Если бы белые побили пешку, черные успели бы подойти королем. Надвигая же пешку, белые угрожают превратить ее в ферзя на поле b8, которое на одно поле дальше того, которого успевает достигнуть черный король, и этого достаточно для выигрыша.
3. | … | а6 : b5 | ||
4. | а4 : b5 | … |
Белые могли бы также сыграть 4. а4—а5 и превратить пешку в ферзя еще на одно поле дальше от черного короля. Но в этом нет надобности, а так как черные сохранили бы при этом большие силы, этого и не следует делать. 4. … Kpg8- f7
5. | Ь5-b6 | Kpf7-e7 | ||
6. | Ь6-Ь7 |
Следующим ходом белые ставят ферзя и легко выигрывают.
Возьмем другой пример.
В этой позиции белые также выигрывают, потому что им принадлежит очередь хода. Положение и материальные силы на обоих флангах почти равны. То, что черные имеют на королевском фланге связанные пешки, является преимуществом, но в данном случае настолько малым, что оно не может иметь значения. Положение белых пешек на ферзевом фланге для наступления выгодное, но для защиты неблагоприятное. При наступлении пешки тем сильнее, чем дальше они отошли от своей начальной базы. При защите они тем сильнее, чем ближе они к этой базе.
Решает в этом эндшпиле взаимное расположение королей. Черные при своем ходе сыграли бы Kph8—g8, и это позволило бы им вовремя встретить натиск белого короля. Но, не располагая очередью хода, они быстро попадают в беспомощное положение. Итак:
1. | Kpg2-f3 | Kph8-g8 | ||
2. | Kpf3-e4 | Kpg8-f7 | ||
3. | Kpe4-d5 | Kpf7-e7 | ||
4. | Kpd5—c6, |
и белые выигрывают обе черные пешки.
Этот пример также демонстрирует важную роль короля в эндшпиле и подчеркивает значение элемента времени: исход борьбы в данном случае решается преимуществом хода (то есть тем, что белые опережают черных на один ход).
Здесь мы хотим обратить внимание изучающего на то, что в силу свойств шахматной доски и характера хода короля поле а8, отмеченное на диаграмме 48, может быть достигнуто белыми в одно и то же число ходов, независимо от того, на какое поле 1-го ряда мы поставим их короля.
Где бы ни стоял на этой диаграмме король белых, с любого из полей (al, b1, cl и т. д. до h1) им нужно одно и то же число ходов, чтобы добраться до поля а8.
Точно так же и на следующей диаграмме (49) оба короля могут дойти да отмеченного поля сб в равное число ходов. Точный расчет числа ходов, необходимых королю для перехода на заданное поле, имеет в эндшпиле чрезвычайно важное значение. Пешечные концы встречаются весьма часто, и поэтому изучающий должен хорошо ознакомиться с ними. Знания его в этой области часто обеспечат ему успех.
Рассмотрим теперь концы, в которых участвуют ладьи.
На этой диаграмме исход борьбы тоже решается очередью хода. Расположение фигур у обеих сторон симметричное. Партия решается элементом времени. Тот, кто делает первый ход, играет ладьей на линию «е» и достигает выигрышной позиции.
1. | Ла1-е1 | Kph7-g6 | ||
2. | Ле1-е7 | с6-с5 | ||
3. | d4 : с5 | Ь6 : с5 | ||
4. | Ле7-с17, |
и белые выигрывают пешку. Обычно этого преимущества достаточно для выигрыша партии между шахматистами равной силы, если только они умеют использовать силу своего короля.
Рассмотрим теперь пример, где король действует при поддержке ладьи.
Обе стороны располагают равными силами, но у белых позиционное преимущество. Ладья черных не может покинуть 7-го ряда, так как белые выиграли бы пешку «а». Кроме того, как только черные уйдут ладьей с линии «b», белые могут сыграть b4—и5 с угрозой выиграть пешку.
Черным, пожалуй, ничего больше не остается, как выжидать, что предпримут белые. При всем том белые не могли бы выиграть, если бы не возможность вмешательства их короля. Им надлежит играть следующим образом:
1. | Kpd3-d4 | h7-h6 | ||
2. | f2-f4 | … |
Это вынуждает черных пойти либо королем, либо ладьей. Ввиду необходимости защищать пешку «с» черные могут пойти королем лишь на d7v или с7, но тогда белые ответят 3. Kpd4—е5 и выиграют пешку «f». Поэтому черным приходится ходить ладьей.
2. | … | ЛЬ7-е7 | ||
3. | b4-и5 | Ле7-с7 |
Черные могли также сыграть 3. …Ле7—е4+, однако после ответа белых 4. Kpd4—d3 им пришлось бы пойти 4. …Ле4—с4 для защиты пешки сб. Но тогда получилось бы приблизительно то же положение, что и в тексте.
4. | b5 : с6 | … |
Не 4. Ла6 : с6+ ввиду 4. …Лс7:с6 5. и5 :c6Kpd6 : с6, и черные с проходной пешкой на линии «а» имели бы отличные шансы на выигрыш
4. | … | Лс7 : с6 |
Если черные идут королем на e6, белые отвечают 5. Kpd4— с5 и на любой ход ладьи по 7-й линии продолжают 6. с6— с7 + , выигрывая по меньшей мере еще одну пешку.
5. | Ла6 : а7 | Лсб—с4+ |
С целью отогнать белого короля.
6. | Kpd4-d3 | Лс4-с7 |
Белые угрожали сыграть 7. Ла7—h7 и выиграть пешкуhб.
7. | Ла7—а8 | … |
Белые могли также выиграть, разменяв ладьи и приведя игру к пешечному эндшпилю того типа, который уже был рассмотрен в этой главе. Но ход в тексте еще точнее и избран с целью продемонстрировать взаимодействие ладьи и короля.
7. | … | Лс7-h7 |
Угрожало 8. Ла8—h8 с выигрышем пешки h6.
8. | Kpd3-d4 | Kpd6-e6 | ||
9. | Ла8-е8+ | Kpe6-d6 | ||
10. | Ле8—d8+. |
Белые выигрывают пешку d5 и с преимуществом в две пешки без труда заканчивают партию в свою пользу.